Виртуальные консультации

Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Инна Петровна Артюхова -
Количество ответов: 12
Уважаемые коллеги! Здесь вы можете задать вопросы в рамках Открытой виртуальной дискуссионной площадки «Социальное сиротство – чья забота?». Для того чтобы задать вопрос, необходимо нажать на кнопку "Ответить" к данной записи.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Елена Мойсак -

Социальное сиротство, как таковое, является целиком и полностью заботой государства, так как возникает оно только после лишения родителей родительских прав. С этого момента родители законодательно не могут участвовать в воспитании и развитии ребенка. Об ответственности родителей можно говорить только тогда, когда идет речь о профилактике или о недопущении социального сиротства.

Если говорить о восстановлении родителей в родительских правах, то в первую очередь родители должны сами захотеть устранить причину неблагополучия, уделить внимание своему психическому и психологическому здоровью. Но в конечном итоге вопрос о восстановлении в родительских правах решает суд.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Елена Буслович -
Возможно ли воспитанием в замещающих семьях изменить судьбу ребенка-сироты, ведь бытует мнение, что гены возьмут свое и "яблоко от яблони не далеко падает".

«Плохая наследственность» – самое распространенное, практически «универсальное», объяснение любым трудностям, возникающим в процессе воспитания приемного ребенка. И самое опасное. Потому что «наследственность» – то, что изменить нельзя. То, что не дает шанса ни ребенку, ни родителям. А значит, заставляет опускать руки и отчаиваться, а не решать проблемы. Ссылаясь на плохую наследственность, мы, по сути, отталкиваем ребенка от себя, отказываем ему в праве меняться.

«Наследственность» – это потенциал. Но, насколько этот потенциал – как отрицательный, так и положительный! – реализуется, зависит от среды, а значит, от семьи, в которой ребенок растет.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Марина Юсупова -
Социальное сиротство становится заботой государства тогда, когда ресурсы самой семьи и ее ближайшего окружения (родственники, друзья, иные значимые люди) исчерпаны. Вместе с тем, важно отметить, что большинство семей способны изменяться при наличии сторонней помощи и поддержки. Поэтому, важными мерами профилактики является раннее выявление и мобилизация ресурсов семьи. Раннее выявление неблагополучных семей позволяет оказать помощь на ранних стадиях, не доводить ситуацию до изъятия ребёнка и помещение его на государственное обеспечение. Мобилизация внутренних ресурсов семьи позволяет восстановить социально-педагогические навыки родителей эффективнее, чем методы внешнего принуждения.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Диана Святская -
Социальное сиротство - явление в последнее время набирающее "популярность". И ответ сокрыт в самом вопросе - проблема эта актуальна для СОЦИУМА.
Внимание, социум - понятие многогранное, верно? Кто именно будет решать проблему, давайте уточним...
Ответ - мы с вами. Мы, неравнодушные люди, мы - сотрудники органов опеки, социально-педагогических центров, социально-педагогических служб учреждений образования, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и еще множество организаций и отзывчивых граждан.
Но проблема с каждым годом становится лишь острее, количество сирот все возрастает... Вопрос, который сам собой следует из этого - где сбой? почему эффективность не возросла, как должна была бы?
Причин множество. На поверхности - алкоголизм, заболевания, не позволяющие выполнять родительские обязанности, психические отклонения, бродяжничество. как правило, все эти причины встречаются в комплекте. НО! Что стоит за этим? Давайте обратимся к психологическому аспекту. 
Инфантилизм -  беда родителей, у которых отнимают детей. Нежелание нести ответственость за свои поступки - где тут за детьми усмотреть? Эгоизм - свои интересы и потребности ставятся выше - ни возраст ребенка, ни его состояние не имеют значения, когда мамка-папка ищут способы удовлетворить свои желания - не важно, это алкоголь, желание устроить свою личную жизнь и прочее. Несформированность морально-нравственных аспектов личности - каждый "зрелый" человек прекрасно понимает последствия возлияний, бродяжничества, невнимания и пр.  Но мотивация  "я хочу" превалирует. И поэтому мы получаем именно это - новые отобрания.

Сгущать краски можно долго, в данной ситуации необходима сплоченная работа всех специалистов, имеющих отношение к данной ситуации, и она есть! Такой уровень поддержки, заботы, защиты, какой обеспечивают наши специалисты, такой уровень самоотдачи и желания помочь...
 Теперь основной посыл стоит адресовать родителям любой семьи - нам нужен контакт с вами! Наша задача - не пугать и изымать, наша задача - сделать все, чтоб ваш ребенок развивался гармонично! Если становится ясно, что есть проблема - обращайтесь за помощью. Никогда проблему нельзя замалчивать, на ранних этапах решить её проще, нежели на поздних.

Вместе - к решению. Это общая забота, лишь совместно мы сможем справиться! 

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Нехай Вероника -
Полностью согласна с утверждением о том, что социальное сиротство - это забота как родителей, так и государства.
Я сейчас буду писать очевидные вещи, но для того, чтобы ребёнок оставался в биологической семье, важно, чтобы родители были взрослыми, отвечающими за себя и за своего ребёнка. Реальность же такова, что эти родители сами росли в алкоголизированных семьях, опыта построения здоровой семейной системы не имеют и, по факту, взрослыми не являются.
И тогда важным компонентом поддержки биологической семьи является наличие поддержки квалифицированных специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов), способных поддержать и помочь в вопросах родительства.
И тут мы упираемся в ряд вопросов (перечислю лишь некоторые из них):
- каков будет коэффициент эффективности работы специалистов с семьями, если на пару педагог-психолог/социальный педагог в СПЦ приходится в среднем 15-20 семей? (если каждую семью необходимо посетить не менее раза в месяц, проконсультировать, подготовить пакет документов, организовать образовательные мероприятия и т.д.)
- работа с такими семьями требует специальной дополнительной подготовки. А кто будет финансировать обучение, нацеленное на получение практических навыков в работе с зависимыми, созависимыми, имеющими тяжелые физиологические заболевания, нарушения в психике?
- достаточно ли подготовки, которую имеют опекуны, берущие на себя ответственность по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего? (зачастую опекуны могут иметь ТОЛЬКО среднее образование)...
И в этой части (части подготовки специалистов, работающих с семьями, нуждающимися в поддержке) профилактика социального сиротства является задачей государства

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Мария Мялова -

Социальное сиротство, это общественное сиротство, это проблема не только государства, это проблема общества в целом. Когда становится вопрос об отобрании ребенка из семьи, по тем или иным причинам, у него имеются иные родственники, соседи, которые не заинтересованы в поддержке ребенка, и не остается ничего иного, как брать ответственность за несовершеннолетнего государству.

Ребенка 12 лет изымают из семьи, по причине хронического алкоголизма родителей, у родителей при этом имеются родственники, которые отвернулись от семьи, таким образом, переложив ответственность на государство, соседи находятся в стороне, это не их забота, почему это не забота родственников, соседей?

К сожалению не в каждом учреждении имеются педагоги, которые заинтересованы в оказании помощи ребенку, люди держатся обособленно, у каждого своя жизнь. Хотелось бы заметить, что сироты чувствительны и очень ощущается отношение сотрудников к детям. Когда ребенка изымают из семьи, то родителям, детей которых у них изъяли, развязаны руки, многие продолжают жить с теми же проблемами, по причине которых изъяли ребенка, с ними не ведется никакой работы, в последствии ситуация может повторяться вновь и вновь.

Выпускник интернатного учреждения после окончания школы вышла проживать в квартиру к родителям, где, как правило, имеются долги за ЖКУ, квартира числится в милиции как «ПРИТОН», у выпускника нет условий для проживания, он не готов к жизненным преградам. При этом, за время отсутствия ребенка, ситуация у родителей со временем только ухудшилась. Как правило,  выпускнику необходима поддержка не так материальная, как психологическая. Не имея ни чьей поддержки кроме родительской, выпускник,  начал употреблять алкогольные напитки, в процессе чего, встречаясь с лицами,  употребляющими алкоголь, либо судимыми лицами, появляется ребенок, как правило, выпускник становится не готов к ответственности за воспитание ребенка, порой это не желанный ребенок. И снова мы приходим к тому, что малыша изымают из семьи, выпускник становится обязанным лицом, работа с семьей окончена, несовершеннолетний в интернатном учреждении, а родители живут как и жили. Поддержка ведь так же может исходить и от родственников, соседей, близких людей, но вновь, это почему-то тоже проблема государства и никого более. В данных ситуациях имеются окружения, это бабушки, дедушки, тети, дяди, соседи, которые неосознанно поддерживают аморальный образ родителей. После помещения ребенка в интернатное учреждение у него появляется потребительское отношение: готовят повара, стирают кастелянши, убирают помещения помощники воспитателя и т.д. В последствии мы приходим к тому что из интернатного учреждения выходит социальная сирота и идет в социальную квартиру, (пусть и на пять лет, в последующем, квартира становится арендной, ведь остальные категории граждан ожидают жилье несколько лет), которую он не старался приобрести, сталкиваясь с тяжелыми жизненными ситуациями, понимая что ЕМУ все ДОЛЖНЫ, либо когда выпускник не готов что-либо решать самостоятельно, он просто не адаптирован в обществе, он всем верит, часто связывается с плохой компанией, что снова приводит к неблагополучию и возможным последствиям с изъятием ребенка. Имеются учреждения, которые делают работу должным образом, специалисты искренне желают помочь, но этого не всегда добывает достаточно, имеются так же и родные люди, соседи. Социальное сиротство это забота общества в целом, если мы все будем работать над повышением роли семьи, то тогда ситуация я думаю изменится к лучшему.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Елена Карцева -
К мысли о том, что не лучше бы детям быть в детском доме? 
В ходе подготовки информации к выставке "100 имен для Беларуси" я получила послание от своей выпускницы. Так как она принципиально против размещения ее фотографии, этот текст не будет участвовать в выставке. Поэтому хочу поделиться им с вами на форуме. Фамилию и имя своей воспитанницы  я изменила по ее просьбе, хотя ей стыдиться нечего, она умница. 

"Я, Золоторева Анна, 31.07.2989 г.р. Родилась  в г. Минске в обеспеченной семье. С течением обстоятельств в лихие 90-е мои родители увлеклись легким доходом и красивой жизнью, таким образом, потеряв статус в обществе, и утратив значение жизни, стали жить одним днем, забыли про семью и своих детей. В возрасте 9 лет я и мой младший брат оказались на попечении государства.

Первое мое воспоминание о Детском Доме № 6 – это «Сказка». Как в детском садике, только в тысячу раз красивее. Помню зеленую большую лягушку с шариком, в которой можно было купаться! Это было здорово! Потом оказалось, что и кормят бесплатно и одевают в новые вещи, и мультики посмотреть разрешают, и даже куклы в группе были! Все то, чего мне так не хватало в детстве! Дома же для меня самым большим счастьем было найти столько бутылок, чтоб хватило денег купить покушать для всей семье,  а нам с братиком кулечек карамелек, или когда мне меняли в школьной столовой стаканчик семечек, которые я продавала в 6 утра до начала школы, на пару вкусных пирожков с джемом.

Я не могу сказать, что это были лучшие годы моей жизни! Нет! У меня с рождения оказался стойкий  характер, я научилась выживать еще во время проживания в моей биологической семье, была дерзкой, «качала» свои права и зачастую совсем не понимала слово «Нет»! Поэтому с ранних лет я чувствовала унижения и оскорбления со стороны сверстников, взрослых, учителей, нянь и воспитателей. Меня часто запирали в сушилке на долгое время, лишали мультиков, еды и возможности проводить время на свежем воздухе. От того я бунтовалась еще больше. Детский дом – это было время адаптации к новым условиям жизни, где за тебя все решали другие, где был распорядок и правила, требовательное уважение к старшим и полное отсутствие своего собственного «Я».

Спустя 3 года проживания в детском доме, меня перевели в Интернат №5. В целом я провела вне дома 9 сиротских лет. Вот тут-то и началась «райская жизнь»! Здесь у меня появилось свободное время, свои интересы и личная «свобода».  Мы учились самостоятельно себя обслуживать: стирка, уборка помещений и территорий, обслуживание столовой и дежурств по школе. А свои учителя и воспитатели, это был наш главный козырь! Они были заинтересованы в развитии любой личности, в поддержке, в  полноценном развитии детей! Про «нашу школу» много говорили, много писали, она всегда была на слуху! Мы участвовали в спортивных турнирах, танцевальных и песенных конкурсах, выезжали на экскурсии и много веселились.  Все сотрудники и детвора, обучающаяся в этом учреждении, были как единое целое. Всем, кому необходимо было получить хорошее образование, вырасти полноценным ребенком, все именно так и сделали.

Про себя лично могу сказать следующее: сложности были и здесь. Особенно, как отстоять свое мнение и не стать одним из «стада». Приходилось много учиться, быть изгоем различных компаний ребят, не приобщаться к пагубным привычкам и быть очень часто одинокой и безразличной окружающим. Я часто ругалась с учителями и педагогами, доказывая свою точку зрения, не соглашаясь с чужим мнением. За это и благодарна, что смогла пройти недопонимание окружающих и созреть гораздо раньше моих сверстников. Я слепо верила, что смогу всего добиться сама. Знала с раннего детства,  что рассчитывать можно только на саму себя. Той дорогой и шла.

Сегодня я работаю в первой частной строительной компании на территории Республики Беларусь  и СНГ помощником учредителя. Встречаю иностранные делегации, веду деловую переписку с иностранцами  и бизнес компаниями РБ. У меня два высших образования, лингвистическое и второе, полученное мною на мои личные средства, экономическое. Я отлично говорю на 3 иностранных языках и 2 продолжаю совершенствовать. Я успела поработать за границей в Италии и Америке, на данный момент еще подрабатываю переводчиком и обучаю деток иностранным языкам. Я счастлива замужем и имею большие планы на мою  будущую и успешную жизнь.

Спасибо всем тем людям, которые внесли свой вклад в мое развитие, дали возможность мне получить как положительный, так и отрицательный опыт. Спасибо, что помогали, спасибо что верили.

Я также стараюсь идти по вашему пути, давая возможность и другим уцепиться за надежду и следовать своей мечте". 

Думаю, есть над чем подумать. 

Елена Григорьевна Карцева 

директор ГУО "Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Минска"

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Оксана Почесуй -

Как показывает статистика, основная причина семейного неблагополучия – это алкоголизм родителей. Процент  граждан злоупотребляющих спиртными напитками и ведущих асоциальный образ жизни   в Республике Беларусь достаточно высокий. Среди них много женщин и мужчин репродуктивного возраста, безответственно относящихся к рождению детей, безразличных к их и своему здоровью.

         Какие  эффективные меры на уровне Государства  необходимо предпринимать на этапах профилактики и предупреждения алкоголизма молодежи и граждан старшего возраста? Усилия ведомств и структур, направленные на коррекцию проблем алкоголизма и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, важны и необходимы. Однако вопрос профилактики имеет первостепенную важность.

         К сожалению, в последнее время возрастает численность лиц, употребляющих наркотические вещества. 

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Лилия Волонцевич -
Зацепило. Самое страшное, что за этими Правами взрослых стоят ни в чем не виновные дети, их судьбы, их настоящее и будущее. И даже, когда они попадают под защиту государства,  у них есть риск столкнуться с Правами взрослых,  которые взяли на себя обязанность и ответственность помочь детям, дать им тепло, заботу, внимание, то, что не смогли дать им родители. Я говорю о  Праве ОПЕКУНОВ, (РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ и даже УСЫНОВИТЕЛЕЙ ), которые в соответствии с законодательством могут быть освобождены от своих обязанностей в связи с ОТСУТСТВИЕМ НЕОБХОДИМОГО КОНТАКТА С ПОДОПЕЧНЫМ, ИЗМЕНЕНИЕМ СОСТАВА СЕМЬИ И ДР.ПРИЧИНАМ. И ни для кого ни секрет, что это происходит, и, к сожалению, не так редко, как хотелось бы. Дети передаются из семьи в семью с временной передышкой в СПЦ и оказываются в детском доме. В такие моменты я лично не могу смотреть в глаза детям. И при моем твердом убеждении,  что  дети должны жить в семье, меня посещают мысли, что не лучше бы детям быть в детском доме- там, где у них будет стабильность, где их будут принимать такими, какие они  есть, где о них будут заботиться и помогать им строить планы на будущее, где их Права будут приоритетнее, чем Права взрослых людей?

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Василий Кривовяз -

Уважаемые коллеги!!!

 

Прежде чем ответить на вопрос «Социальное сиротство - чья забота?», необходимо определить причины «социального сиротства» в нашем Государстве. Давайте зададим несколько вопросов для определения причин.

Почему в нашем детском доме 2 ребёнка биологические сироты, а 67 – социальные?

Почему под опекой и в опекунских семьях 75% социальных сирот?

Почему мать-одиночка 3-х детей, реализовывая своё ПРАВО, обращается в администрацию за назначением ей ежемесячной адресной помощи, а не идёт в суд устанавливать отцовство и взыскивать алименты?

Почему дедушка, у внучки которого, отобрали ребёнка, причём эта внучка уже лишена родительских прав в отношении 2-х старших детей, пишет жалобу и требует, исполнить его ПРАВО, а именно, подарить ему квартиру внучки, а не обращается с заявлением об установлении опеки?

Почему разводятся родители  многодетной семьи, у которых 4-ро детей, и делят в суде квартиры, построенные с привлечением льготного кредита (под 1% на 40 лет), причём в суде отец заявляет, что ему нужна 1-комнатная квартира и 1 комната в 3-х комнатной квартире, т.к. дети оставлены проживать с матерью, и он может реализовать своё ПРАВО на вступление в брак во второй раз, и дети ему будут мешать реализовать своё ПРАВО?

Почему мать лишённая родительских прав в отношении 4-х детей, рожает 5-го и заявляет: «Рожать – это моё ПРАВО, вырастили 4-х, вырастите и 5-го!»?

Почему отец не видевший детей 10 лет и имеющий задолженность по алиментам более 10 000 рублей, в суде по лишению его родительских прав, реализуя своё ПРАВО, подаёт встречный иск о порядке участия в воспитании?

Почему мать-одиночка, воспитывающая ребёнка-инвалида, имеет ПРАВО и получает от Государства 2-х комнатную квартиру, при том, что она является обязанным лицом в отношении старшего ребёнка и имеет задолженность по расходам более 3000 рублей?

Почему адвокат защищает отца, который хочет реализовать своё ПРАВО собственника, и выселяет из квартиры родную дочь?

Почему молодая пара (оба не работают), у которой ребёнок посещает детский сад, реализуют своё ПРАВО и подают документы на оказание им единовременной помощи, т.к. доход их семьи не позволяет им оплатить питание в детском саду?

Почему мать имеет ПРАВО отказаться от ребёнка в роддоме?

Почему когда я спрашиваю в суде у отца дату рождения его ребёнка, он не может вспомнить, однако подал иск, и имел на это полное ПРАВО, об участии в воспитании ребёнка?

И таких «ПОЧЕМУ?» у меня сотни!!!

Ответ прост! У них у всех есть ПРАВА и потеряна всего лишь одна ОБЯЗАННОСТЬ – ВОСПИТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ!!!

ДЕТИ – это самая большая ЦЕННОСТЬ для любого ГОСУДАРСТВА!!!

До каких пор родители будут перекладывать свои обязанности на Государство!

А зачем им самим воспитывать и содержать своих детей? «СОПовского» ребёнка накормит и оденет Государство, воспитанием займутся классный руководитель и социальный педагог. Ну отберут, ну и что? Не бросят – Государство вырастит. А они как пили, так и пьют. Их лишают родительских прав, они становяться обязанными, а им всё равно! А вслед за каждым «обязанным» ходят: специалист органов опеки, милиционер, работник медицины, руководитель предприятия, судебный исполнитель.

В 15 веке головы рубили родителям, которые бросали своих детей!

Воспитанием детей должны заниматься - РОДИТЕЛИ!!! И это их ОБЯЗАННОСТЬ!!! Давайте повышать ответственность за ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – вплоть ДО УГОЛОВНОЙ!!!

Заканчивая свой монолог, отвечу на вопрос.

Социальное сиротство – это забота каждого РОДИТЕЛЯ!

Социальное сиротство – это МОЯ забота!

Социальное сиротство – это забота ГОСУДАРСТВА!

 

Кривовяз Василий - заведующий сектором по охране детства Октябрьского района г.Минска.

Re: Открытая виртуальная дискуссионная площадка «Социальное сиротство – чья забота?»

от Лилия Волонцевич -
Безусловно, забота ложится на "плечи" государства, но вопрос в другом "Чья вина, что так много социального сиротства? И что сделать, чтобы не было в нашей стране детей, оставшихся без попечения родителей?