Виртуальные консультации

Онлайн-кабинет психолога

Re: КАК ПОМОЧЬ ЭФФЕКТИВНО ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ, ТЕСТИРОВАНИЮ

от Светлана Радькова -
Количество ответов: 0

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ – ЭКЗАМЕН!

         Приближение завершения учебного года, подведение итогов обучения, борьба за новые образовательные перспективы радует и волнует старшеклассников, их семьи: домашнюю и школьную. Годы учебы в школе, совместное преодоление трудностей, переживание успехов, продвижение по лестнице достижений сплачивают педагогов, учащихся, родителей. Поэтому нам кажется правильным считать учеников, родителей и педагогов вариантом социальной семьи. Старшеклассники и поддерживающие их взрослые сейчас стоят на «финише» и «старте» одновременно. Будет удачным финиш, значит, и старт окажется успешнее. И пусть понятие «успех» у каждого выпускника наполнено своим личным содержанием, забота всех участников процесса его добыть. Естественно, что информация об условиях  кующих успех, интересна, желательна, актуальна.

         Для хорошего и отличного результата на экзаменах, тестировании важна эффективность запоминания информации. Какие тут есть секреты и нюансы? Эффективность запоминания зависит от эмоционального состояния человека. Если работать над учебным материалом с положительными эмоциями, то качество запоминания значительно повышается. Как поддержать, создать позитивное настроение выпускнику, начинающему подготовку к экзамену, тестированию? Как создать сознательную и подсознательную настройку на желаемое достижение? Как помочь осознать, что нужно делать для воплощения цели? Предлагаем план действий. Обдумайте его. Примерьте к своей ситуации. Выполняйте его в готовом виде или изменяйте, ориентируясь на индивидуальные потребности учащихся.

         Создадим отличное настроение и подсознательную настройку с помощью методики «Дуем к цели». Запишите на бумаге, чего хотите достигнуть. Сомните лист в комочек. Положите его в том месте класса, где захочется. Возьмите новый листочек бумаги и напишите высказывание, начиная словами: «Я уже достиг…»  и снова цель, записанную на первом листе. Второй лист также сминаем в комок и размещаем так, чтобы расстояние между первым и вторым комочками составляло не менее трех метров. Далее следует, присев на корточки, дуть на свой комок «я хочу достигнуть» и добиться того, чтобы пригнать их к комочку «я уже достиг».

         Какие эмоции испытали старшеклассники? Как менялось состояние участников по мере  того, как их «я хочу достигнуть» приближалось к «я уже достиг»?

         А теперь проложим реальный, конкретный, индивидуальный маршрут к цели, построим  «ЛЕСТНИЦУ К ДОСТИЖЕНИЮ ВЫСОКОГО БАЛА НА ТЕСТИРОВАНИИ». Методика позволит процесс достижения разбить на этапы и облегчить переход от намерений к  действиям. Нарисуйте на листе формата А-4 лесенку из шести ступеней. Нижняя ступенька, означает состояние начала движения к цели. Завершающая шестая ступень – пространство полностью осуществившейся цели. Запишите возле первой и последней ступенек по 2-3 признака особенностей ситуации. Определитесь, на какой ступени к достижению цели вы находитесь в настоящий  момент. Опишите 2-3 ее главные характеристики. Когда выполнена эта часть работы, предстоит ответить на главный вопрос: «Что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Поразмышляйте несколько минут и запишите, зарисуйте свои соображения. Завершает действия по методике новый вопрос: когда конкретно будет сделано то, что нужно для приближения к цели на одну ступеньку. 

         Педагогам и родителям выпускников важно помочь осознать, показать  систему ресурсов, которыми располагают их подопечные для достижения цели. Создавайте вместе коллаж «Мои ресурсы для достижения цели» или предложите старшекласснику действовать самостоятельно.  Выделяйте несколько групп ресурсов:

- внутренние (личностные, интеллектуальные и волевые качества, знания и умения, различные элементы жизненного опыта);

- социальные (люди, способные помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей – родственники, друзья, педагоги и т.д.;

- внешние (место жительства, место учебы, материальные возможности, место учебы и т.д.).

         Поговорим о некоторых секретах памяти. Чтобы хорошо запоминать, важно концентрировать внимание на материале и давать себе установку на длительное и полное запоминание. Развитие наблюдательности, зрительной памяти поможет лучше усваивать новый материал и вспоминать уже пройденный. Тренируйтесь так: ставьте перед собой любую вещь и смотрите на нее какое-то время. Потом закрывайте глаза, и мысленно рисуйте вещь максимально точно. Откройте глаза и отметьте, что было упущено. Упражнение повторяйте несколько раз до максимальной точности запоминания образа предмета. Принцип упражнения можно использовать при подготовки к экзаменам и для других техник. Представляйте, что мозг это фотоаппарат  и запечатлевает то, что попадает в поле его объектива, и потом выбирает то, что важно и значимо. Во время подготовки к тестированию используйте прием ассоциативного запоминания. Запоминание должно быть организованным. Разбивайте материал на части. Важный способ подготовки – повторение. Если нужно запомнить материал и воспроизвести через 3-4 дня, то его нужно прочесть и сразу же повторить. Потом повторить через 20 минут. Через несколько часов снова повторить. В процессе подготовки важно давать себе отдых.

         Запомнить материал может помешать беспокойство, волнение перед экзаменом. Для снижения психологического напряжения воспользуйтесь методикой «Убавь ток».

Сядьте, примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что у вас внутри электрический мотор. Иногда он работает нормально, а иногда, когда мы ощущаем напряжение, крутится быстрее и быстрее. Он шумит, вибрирует, перегревается, искрит. Примерно так чувствует себя наш организм, когда мы нервничаем. Чтобы мотор не сломался, мы не заболели от напряжения, продолжали действовать эффективно, представьте себе, что у вас в руках регулятор от этого мотора. Это рычажок, которым можно прибавить ток, а можно и убавить. А теперь убавим обороты, снизим напряжение. Нам становится комфортно и спокойно. Представим себе это во всех деталях, потренируемся «добавлять ток» и «убавлять». Когда чувствуете, что нервничаете, представляйте себе регулятор и мысленно «убавляйте ток».

Для более глубокого расслабления  и отдыха сядьте в удобную позу, закройте глаза. Представьте себе, что идете по широкой лесной тропинке. На листьях играют солнечные блики, воздух свежий и приятный, поют птицы. Вам комфортно и легко. Впереди просвет. Приближайтесь к нему и увидите море. Мягкий белоснежный песок, ласковая бирюзовая вода. Представляйте, что идете босиком по пляжу, песок под ногами теплый и бархатистый. Выберите себе место, которое вам нравится, и ложитесь в песок. Вас ласкает солнце, приятно шумит прибой. Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает, поживите в ней несколько минут. Можете просто позагорать на пляже, а можете окунуться в ласковое теплое море. Насладитесь приятными ощущениями. Мысленно медленно закройте глаза и вернитесь в место, где вы сейчас действительно находитесь. Откройте глаза уже в реальности. Сохраняйте в себе те приятные ощущения, которые получили во время путешествия.

         Стоит учесть опыт человечества по использованию ароматов растений для гармонизации эмоционального состояния человека и стимуляции его познавательных процессов. Некоторые ароматические вещества способны нас успокаивать, снимать стресс, улучшать настроение, бодрить, активизировать, улучшать сон. Масло розы имеет прекрасный аромат, благотворно влияет на работу памяти, снимает напряжение. Масло ромашки римской снимает раздражительность, беспокойство. Масло бергамота подходит для борьбы со стрессом, беспокойством, оказывает тонизирующее воздействие. Используйте ресурс арома-терапии, только если есть уверенность в том, что у учащихся нет аллергических реакций на ароматы растений. Учтем и благоприятное влияние музыки. Существует «Эффект Моцарта», открытый американскими психологами: прослушивая сонаты Моцарта, мы быстрее вспоминаем необходимое. Во время восприятия этой музыки мозг человека способен выстраивать сложные связи между частями воспринимаемой информации.

         Применяя психологические методы подготовки к экзаменам, тестированию, важно помнить, что добросовестная учеба, самостоятельная работа по упорядочиванию и систематизации полученных знаний являются главными составляющими успеха. Гармоничное сочетание педагогических и психологических методов подготовки к экзаменам позволит экзаменующимся «дотянуться до звезд»: сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе ночное небо, усыпанное звездами. Найдите ту, которая ассоциируется с успехом на экзамене, тестировании. Протяните руки к небу и дотянитесь до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите звезду с неба, опустите руки и бережно положите ее перед собой в красивую корзину или праздничную коробку. У вас все получится!

НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ – ЭКЗАМЕН!

         Приближение завершения учебного года, подведение итогов обучения, борьба за новые образовательные перспективы радует и волнует старшеклассников, их семьи: домашнюю и школьную. Годы учебы в школе, совместное преодоление трудностей, переживание успехов, продвижение по лестнице достижений сплачивают педагогов, учащихся, родителей. Поэтому нам кажется правильным считать учеников, родителей и педагогов вариантом социальной семьи. Старшеклассники и поддерживающие их взрослые сейчас стоят на «финише» и «старте» одновременно. Будет удачным финиш, значит, и старт окажется успешнее. И пусть понятие «успех» у каждого выпускника наполнено своим личным содержанием, забота всех участников процесса его добыть. Естественно, что информация об условиях  кующих успех, интересна, желательна, актуальна.

         Для хорошего и отличного результата на экзаменах, тестировании важна эффективность запоминания информации. Какие тут есть секреты и нюансы? Эффективность запоминания зависит от эмоционального состояния человека. Если работать над учебным материалом с положительными эмоциями, то качество запоминания значительно повышается. Как поддержать, создать позитивное настроение выпускнику, начинающему подготовку к экзамену, тестированию? Как создать сознательную и подсознательную настройку на желаемое достижение? Как помочь осознать, что нужно делать для воплощения цели? Предлагаем план действий. Обдумайте его. Примерьте к своей ситуации. Выполняйте его в готовом виде или изменяйте, ориентируясь на индивидуальные потребности учащихся.

         Создадим отличное настроение и подсознательную настройку с помощью методики «Дуем к цели». Запишите на бумаге, чего хотите достигнуть. Сомните лист в комочек. Положите его в том месте класса, где захочется. Возьмите новый листочек бумаги и напишите высказывание, начиная словами: «Я уже достиг…»  и снова цель, записанную на первом листе. Второй лист также сминаем в комок и размещаем так, чтобы расстояние между первым и вторым комочками составляло не менее трех метров. Далее следует, присев на корточки, дуть на свой комок «я хочу достигнуть» и добиться того, чтобы пригнать их к комочку «я уже достиг».

         Какие эмоции испытали старшеклассники? Как менялось состояние участников по мере  того, как их «я хочу достигнуть» приближалось к «я уже достиг»?

         А теперь проложим реальный, конкретный, индивидуальный маршрут к цели, построим  «ЛЕСТНИЦУ К ДОСТИЖЕНИЮ ВЫСОКОГО БАЛА НА ТЕСТИРОВАНИИ». Методика позволит процесс достижения разбить на этапы и облегчить переход от намерений к  действиям. Нарисуйте на листе формата А-4 лесенку из шести ступеней. Нижняя ступенька, означает состояние начала движения к цели. Завершающая шестая ступень – пространство полностью осуществившейся цели. Запишите возле первой и последней ступенек по 2-3 признака особенностей ситуации. Определитесь, на какой ступени к достижению цели вы находитесь в настоящий  момент. Опишите 2-3 ее главные характеристики. Когда выполнена эта часть работы, предстоит ответить на главный вопрос: «Что конкретно нужно сделать, чтобы подняться в достижении цели на одну ступеньку выше? Поразмышляйте несколько минут и запишите, зарисуйте свои соображения. Завершает действия по методике новый вопрос: когда конкретно будет сделано то, что нужно для приближения к цели на одну ступеньку. 

         Педагогам и родителям выпускников важно помочь осознать, показать  систему ресурсов, которыми располагают их подопечные для достижения цели. Создавайте вместе коллаж «Мои ресурсы для достижения цели» или предложите старшекласснику действовать самостоятельно.  Выделяйте несколько групп ресурсов:

- внутренние (личностные, интеллектуальные и волевые качества, знания и умения, различные элементы жизненного опыта);

- социальные (люди, способные помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей – родственники, друзья, педагоги и т.д.;

- внешние (место жительства, место учебы, материальные возможности, место учебы и т.д.).

         Поговорим о некоторых секретах памяти. Чтобы хорошо запоминать, важно концентрировать внимание на материале и давать себе установку на длительное и полное запоминание. Развитие наблюдательности, зрительной памяти поможет лучше усваивать новый материал и вспоминать уже пройденный. Тренируйтесь так: ставьте перед собой любую вещь и смотрите на нее какое-то время. Потом закрывайте глаза, и мысленно рисуйте вещь максимально точно. Откройте глаза и отметьте, что было упущено. Упражнение повторяйте несколько раз до максимальной точности запоминания образа предмета. Принцип упражнения можно использовать при подготовки к экзаменам и для других техник. Представляйте, что мозг это фотоаппарат  и запечатлевает то, что попадает в поле его объектива, и потом выбирает то, что важно и значимо. Во время подготовки к тестированию используйте прием ассоциативного запоминания. Запоминание должно быть организованным. Разбивайте материал на части. Важный способ подготовки – повторение. Если нужно запомнить материал и воспроизвести через 3-4 дня, то его нужно прочесть и сразу же повторить. Потом повторить через 20 минут. Через несколько часов снова повторить. В процессе подготовки важно давать себе отдых.

         Запомнить материал может помешать беспокойство, волнение перед экзаменом. Для снижения психологического напряжения воспользуйтесь методикой «Убавь ток».

Сядьте, примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что у вас внутри электрический мотор. Иногда он работает нормально, а иногда, когда мы ощущаем напряжение, крутится быстрее и быстрее. Он шумит, вибрирует, перегревается, искрит. Примерно так чувствует себя наш организм, когда мы нервничаем. Чтобы мотор не сломался, мы не заболели от напряжения, продолжали действовать эффективно, представьте себе, что у вас в руках регулятор от этого мотора. Это рычажок, которым можно прибавить ток, а можно и убавить. А теперь убавим обороты, снизим напряжение. Нам становится комфортно и спокойно. Представим себе это во всех деталях, потренируемся «добавлять ток» и «убавлять». Когда чувствуете, что нервничаете, представляйте себе регулятор и мысленно «убавляйте ток».

Для более глубокого расслабления  и отдыха сядьте в удобную позу, закройте глаза. Представьте себе, что идете по широкой лесной тропинке. На листьях играют солнечные блики, воздух свежий и приятный, поют птицы. Вам комфортно и легко. Впереди просвет. Приближайтесь к нему и увидите море. Мягкий белоснежный песок, ласковая бирюзовая вода. Представляйте, что идете босиком по пляжу, песок под ногами теплый и бархатистый. Выберите себе место, которое вам нравится, и ложитесь в песок. Вас ласкает солнце, приятно шумит прибой. Полюбуйтесь картиной, которая вас окружает, поживите в ней несколько минут. Можете просто позагорать на пляже, а можете окунуться в ласковое теплое море. Насладитесь приятными ощущениями. Мысленно медленно закройте глаза и вернитесь в место, где вы сейчас действительно находитесь. Откройте глаза уже в реальности. Сохраняйте в себе те приятные ощущения, которые получили во время путешествия.

         Стоит учесть опыт человечества по использованию ароматов растений для гармонизации эмоционального состояния человека и стимуляции его познавательных процессов. Некоторые ароматические вещества способны нас успокаивать, снимать стресс, улучшать настроение, бодрить, активизировать, улучшать сон. Масло розы имеет прекрасный аромат, благотворно влияет на работу памяти, снимает напряжение. Масло ромашки римской снимает раздражительность, беспокойство. Масло бергамота подходит для борьбы со стрессом, беспокойством, оказывает тонизирующее воздействие. Используйте ресурс арома-терапии, только если есть уверенность в том, что у учащихся нет аллергических реакций на ароматы растений. Учтем и благоприятное влияние музыки. Существует «Эффект Моцарта», открытый американскими психологами: прослушивая сонаты Моцарта, мы быстрее вспоминаем необходимое. Во время восприятия этой музыки мозг человека способен выстраивать сложные связи между частями воспринимаемой информации.

         Применяя психологические методы подготовки к экзаменам, тестированию, важно помнить, что добросовестная учеба, самостоятельная работа по упорядочиванию и систематизации полученных знаний являются главными составляющими успеха. Гармоничное сочетание педагогических и психологических методов подготовки к экзаменам позволит экзаменующимся «дотянуться до звезд»: сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте себе ночное небо, усыпанное звездами. Найдите ту, которая ассоциируется с успехом на экзамене, тестировании. Протяните руки к небу и дотянитесь до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите звезду с неба, опустите руки и бережно положите ее перед собой в красивую корзину или праздничную коробку. У вас все получится!