Виртуальные консультации

Онлайн-кабинет психолога

Re: Как заметить талант ребенка? Как правильно наблюдать?

by Светлана Радькова -
Number of replies: 0

РАССМОТРИТЕ ТАЛАНТ СВОЕГО РЕБЕНКА

         Народная мудрость открывает нам простую истину. То, что лежит на самом видном месте, бывает лучше всего спрятанным. Взгляд на постоянно присутствующее или присутствующего рядом, находящееся или находящегося  на виду, «замыливается», перестает замечать детали, теряет зоркость. Нельзя терять зоркость по отношению к собственным детям. Имею в виду зоркость не к недостаткам характера, воспитания, способностей, обученности, а к достоинствам, талантам и сверхспособностям. Поможем рассмотреть, в чем силен ваш собственный ребенок. Пожалуй, нам не нужно подготавливаться, чтобы оценит критерии, предложенные автором опросника, опыт наблюдений уже имеется. А лучше всего сделать два подхода к работе с методикой: один со старыми наблюдениями, другой со свежайшими. Методика, которую мы предлагаем, разработана А.А. Лосевой. Используется для оценки одаренности детей   в широком возрастном диапазоне психологами, педагогами, родителями.  Опросник включает характеристики десяти сфер, где ребенок может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

           Оцените по четырех балльной системе характеристики, проявления ребенка. Если какая-то характеристика присуща  в наивысшей степени, оцениваем 5-ю баллами; самая низкая степень проявления оценивается двумя баллами. Далее вычисляется средняя арифметическая оценка по каждой сфере проявления. Если ребенок наберет низкие показатели в одной сфере, то в другой его баллы могут быть высоки, очень высоки, предельно высоки. Смотрите на общую картину. Предложите оценить другим членам семьи, самому ребенку. Сравните оценки. Сделайте выводы. При несовпадении оценок разных экспертов (члены семьи), поищите свои ошибки, или создайте ситуации, где вы увидите то, что раньше не замечали.

 

Интеллектуальная сфера.

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память: быстро запоминает услышанное или прочитанное без

специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно

запомнить.

5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словарного запаса.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо

улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность,

повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений.

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и

рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем

чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера.

1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть не таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера.

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

6. Любит писать рассказы или статьи.

7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера.

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность

разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные

переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит

уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после

«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера.

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно

слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера.

1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей

поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для

создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера.

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,

футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений.

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень

серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера.

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.

3. Отличается высокой общительностью с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом.

 

 

РАССМОТРИТЕ ТАЛАНТ СВОЕГО РЕБЕНКА

         Народная мудрость открывает нам простую истину. То, что лежит на самом видном месте, бывает лучше всего спрятанным. Взгляд на постоянно присутствующее или присутствующего рядом, находящееся или находящегося  на виду, «замыливается», перестает замечать детали, теряет зоркость. Нельзя терять зоркость по отношению к собственным детям. Имею в виду зоркость не к недостаткам характера, воспитания, способностей, обученности, а к достоинствам, талантам и сверхспособностям. Поможем рассмотреть, в чем силен ваш собственный ребенок. Пожалуй, нам не нужно подготавливаться, чтобы оценит критерии, предложенные автором опросника, опыт наблюдений уже имеется. А лучше всего сделать два подхода к работе с методикой: один со старыми наблюдениями, другой со свежайшими. Методика, которую мы предлагаем, разработана А.А. Лосевой. Используется для оценки одаренности детей   в широком возрастном диапазоне психологами, педагогами, родителями.  Опросник включает характеристики десяти сфер, где ребенок может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

           Оцените по четырех балльной системе характеристики, проявления ребенка. Если какая-то характеристика присуща  в наивысшей степени, оцениваем 5-ю баллами; самая низкая степень проявления оценивается двумя баллами. Далее вычисляется средняя арифметическая оценка по каждой сфере проявления. Если ребенок наберет низкие показатели в одной сфере, то в другой его баллы могут быть высоки, очень высоки, предельно высоки. Смотрите на общую картину. Предложите оценить другим членам семьи, самому ребенку. Сравните оценки. Сделайте выводы. При несовпадении оценок разных экспертов (члены семьи), поищите свои ошибки, или создайте ситуации, где вы увидите то, что раньше не замечали.

 

Интеллектуальная сфера.

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память: быстро запоминает услышанное или прочитанное без

специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно

запомнить.

5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словарного запаса.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо

улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность,

повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений.

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и

рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем

чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера.

1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть не таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера.

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая

разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

6. Любит писать рассказы или статьи.

7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера.

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность

разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные

переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит

уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после

«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера.

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно

слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера.

1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей

поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для

создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера.

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,

футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений.

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень

серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера.

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответствен.

3. Отличается высокой общительностью с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом.